Консультация для педагогов
«Как научить ребенка слушать сказки?»
Подготовила Воспитатель Миронова Марина Леонидовна
Слушая сказки, малыш мечтает, играет, развивается и... взрослеет! Специалисты не сомневаются в том, что начинать читать ребенку нужно с самого раннего возраста. Важно только помнить, что это занятие должно приносить удовольствие вам обоим.
Сказки нужны не только для того, чтобы усыпить ребенка. Они помогают тренировать внимание и память, правильно строить предложения и излагать мысли. Со сказок малыш начинает знакомиться с книжным словом, что поможет ему в будущем полюбить чтение. Как добиться того, чтобы ребенок слушал сказки?
Будьте проще. Сказка для ребенка в первую очередь должна быть интересной, поэтому не стоит начинать со сказок, которые ему будут непонятны. Хорошо если там будут попадаться рифмы, повторения, смешные звуки – все это не даст ребенку заскучать.
Не бойтесь повторяться. Особенность детского восприятия такова, что новую информацию малыши усваивают только через многократное повторение. Это касается и сказок. Слушая одну и ту же сказку помногу раз они «привыкают» к ней, каждый раз находя там что-то новое. Так что не стесняйтесь читать им сказку про репку десятый раз подряд – ребенок будет каждый раз слушать ее как в первый.
Будьте артистичны. Ничто так не оживляет рассказ для ребенка, как небольшой спектакль – если Вы будете во время рассказа говорить на разные голоса, «отыгрывая» разных персонажей, то ребенок воспримет сказку куда лучше.
Рассказывайте ребёнку сказки и внимательно слушайте его рассказы. Если не сможет придумать продолжение, помогите ему. Всегда хвалите за хорошие рассказы. В эти моменты ребёнок учится формулировать мысли и использовать фантазию. Книги не менее важны для детей, чем родительская любовь и правильное питание. Они не только помогают детям взрослеть, но и прививают любовь к чтению. Выбирайте сказки для малыша, доверяя своему сердцу.
Как в зеркале. Первые книги открывают перед малышом удивительный мир и учат его быть внимательным к деталям. Они становятся для него своеобразной «азбукой» окружающего мира.
Ребёнок осознаёт, что книги могут «говорить». И ему потребуется ваша помощь, чтобы научиться читать. Ваша интонация поможет ребенку понять эмоции, которые заложены в тексте. Это сделает чтение более увлекательным.
Погружаясь в мир книг, вы сможете раскрыть в себе талант чтеца и рассказчика.
Время для общения. Если в книге есть иллюстрации, попробуйте описать их своими словами или даже придумать новый сюжет. Даже небольшой рассказ будет понятен ребёнку. Особенно хорошо подойдут сказки.
Не стоит превращать чтение в лекцию и пытаться объяснить всё до мельчайших деталей. Если ребёнку что-то непонятно, он сам попросит объяснений.
Не воспринимайте чтение как обязанность, если у вас нет времени или сил на это.
Знакомые напевы. Знакомство с художественным стилем помогает ребёнку обогатить свой словарный запас. В отличие от повседневной речи, в книге есть начало и конец. События в ней развиваются в логической последовательности, как модель реальной жизни.
В сказке нет ничего лишнего, и ребёнок уверен, что всё существует постоянно и неизменно. Если бы сюжет каждый вечер менялся, это могло бы убедить его, что родители на следующее утро будут другими. Именно стабильность объясняет, почему дети так любят слушать знакомые сказки по многу раз.
Воспитание чувств. Хорошая книга может вызывать самые разные эмоции: радость, грусть, страх.
Психологи утверждают, что не стоит оберегать ребенка от встречи с Бабой-Ягой или Бармалеем. Сказки наглядно показывают малышу переживания, например, страх смерти и одиночества. Ребенок может преодолеть свои тревоги вместе с героем и победить зло.
О душе и теле
Дайте малышу возможность слушать вас так, как ему удобно. Если он убегает в другой конец комнаты, это не значит, что он не будет любить книжки. Дети выплескивают свои эмоции по-разному. Возможно, ребенок не захочет слушать сказку сегодня вечером. В такой ситуации не настаивайте, а позвольте ему получить удовольствие от процесса.
Примерный список сказок для чтения с детьми 6-7 лет
- «Лиса и медведь» (мордовская);
- «Война грибов с ягодами» - В. Даль;
- «Дикие лебеди» - Х.К. Андерсен;
- «Сундук –самолет» - Х.К. Андерсен;
- «Прожорливый башмак» - А.Н. Толстой;
- «Кот на велосипеде» - С. Черный;
- «У лукоморья дуб зеленый…» - А.С. Пушкин;
- «Конек – горбунок» - П. Ершов;
- «Спящая царевна» - В. Жуковский;
- «Господин Ау» - Х. Мякеля;
- «Гадкий утенок» - Х.К. Андерсен;
- «Всяк по-своему» - Г. Скребицкий;
- «Лягушка – путешественница» - В. Гаршин;
- «Денискины рассказы» - В. Драгунский;
- «Сказка о царе Салтане» - А.С. Пушкин;
- «Мороз Иванович» - В. Одоевский;
- «Госпожа Метелица» - Бр. Гримм;
- «Сказка о потерянном времени» - Е. Шварц;
- «Золотой ключик» - А.Н. Толстой;
- «Гарантийные человечки» - Э. Успенский;
- «Черная курица, или Подземные жители» - А. Погорельский;
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - А.С. Пушкин;
- «Слоненок» - Р. Киплинг;
- «Аленький цветочек» - К. Аксаков;
- «Цветик – семицветик» - В. Катаев;
- «Кот, который умел петь» - Л. Петрушевский.
Источники:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2022/12/17/kak-nauchit-rebenka-slushat-skazki
- https://skazka.tgl.net.ru/children-skaz
Консультация для педагогов «Как научить ребенка слушать сказки?» (ознакомиться)