Плоскостное моделирование как средство формирования геометрических представлений у воспитанников с ОВЗ
- Категория: Блог Бабчук Марины Николаевны
- Обновлено 04.09.2024 16:47
- Создано 04.09.2024 16:47
- Автор: Администратор сайта 28
- Просмотров: 13
Консультация для педагогов «Плоскостное моделирование как средство формирования геометрических представлений у воспитанников с ОВЗ»
Выполнил: Бабчук М.Н.
Формирование геометрических представлений является важным разделом дошкольного образования, они также имеют большое значение во всей познавательной деятельности человека. Главной задачей развития у дошкольников геометрических представлений, способности к обобщению заключается в том, чтобы научить их видеть геометрические образы в окружающей обстановке, выделять их свойства, конструировать, преобразовывать и комбинировать фигуры, изображать их на чертеже, выполнять в необходимых случаях измерения.
Знания о формах геометрических фигур у детей 6-7 лет играют важную роль в формировании элементарных математических представлений и познании окружающего мира. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование доступных для ребенка дошкольного возраста представлений, эталонов, отражающих признаки, свойства и отношения предметов и объектов окружающего мира. Показателем сформированности этих представлений является способность ребенка применять полученные знания в практической деятельности (игровая, трудовая, сенсорно-познавательная, математическая и т.д.), овладение способами познания действительности, развитие у него наглядно действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.
Исследование вопросов формирования геометрических представлений у детей 6-7 лет отражено в работах значительного количества педагогов и психологов. Исследованию этой проблемы посвящены работы отечественных педагогов и психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и др. Также данная проблема нашла отражение в историко педагогическом контексте в исследованиях таких ученых, как Я.А. Коменский, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие.
Работа с геометрическим материалом совершенствует движения ребенка, тренирует зрительную память и пространственное восприятие, создает основу для успешного обучения написанию цифр. Графические упражнения являются хорошей подготовкой к письму, тем более, что сложность его формирования связана также с недостаточной сформированностью мелких мышц кисти руки, незавершенным окостенением костей запястья и фаланг пальцев, несовершенством нервно мышечной регуляции. Поэтому в процессе формирования геометрических представлений у детей 6-7 лет целесообразно проводить специальную работу по развитию кинестетических функций путем выполнения детьми большого количества практических упражнений с раздаточным материалом – геометрическими фигурами разного размера и цвета, палочками, бусинками, пуговицами, орешками, шишками, ракушками и тому подобным.
Дети к этому возрасту уже обладают определенными представлениями о геометрических фигурах и возможностями их преобразования. В этом возрасте у детей развивается словесно-логическое мышление, именно поэтому очень важно дальнейшее развитие геометрических представлений детей в пространстве и на плоскости. Дети 6-7 лет могут обобщать признаки геометрических фигур, делить их на части, проецировать в пространстве. Однако, в этом возрасте у детей все еще продолжают развиваться такие психологически процессы, как: внимание, слуховая и зрительная память. Эти процессы будут сформированы только к 8-9 годам. Поэтому следует учитывать возрастные особенности при подборе методик по формированию геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Этот вопрос находится в плоскости реализации современных методик обучения. Они обеспечивают помощь ребенку в достижении успеха, а не настраивают на механическое заучивание, которое требует существенных волевых усилий. Ознакомление детей с геометрическими фигурами состоит в организации обследования предметов различной формы, манипулирования ими. В этом возрасте приучают детей выполнять действия, связанные с нахождением предметов одинаковых по форме, создают условия для их сравнения. Дошкольники подготовительной к школе группы уже обладают сформированными геометрическими представлениями.
Плоскостное моделирование – это обучение детей построению различных изображений на плоскости из геометрических фигур. При формировании геометрических представлений для детей 6-7 лет моделирование приобретает важное значение. Моделирование – это замещение изучаемого объекта, другим – упрощенным или специально построенным, который может воспроизводить объект в его существенных качествах и упрощать несущественные. Способности детей к плоскостному и пространственному моделированию изучались в работах Л.А. Венгера. Он выделил наглядные модели, в которых ребенок отражает структуру объектов и отношений между ними, как специфический способ мышления, специфическую форму познания.
Различают три типа действий наглядного моделирования:
1. действия замещения заместителями; – замена определенных объектов;
2. использование самих моделей – взрослый предлагает модель в готовом виде, а ребенок определенным образом ее использует;
3. самостоятельное построение модели.
Собственно, эти три типа действий являются одновременно и этапами формирования действий наглядного моделирования. Л.А. Венгер отмечал, что способность к предметному плоскостному и пространственному моделированию развивается у всех детей дошкольного возраста в условиях специального обучения.
Конструирование из геометрических фигур носит характер своеобразных игр, занимательных упражнений. Игровые задания не ограничивают ребенка в свободе творчества. В процессе выполнения творческих заданий дети учатся соотносить геометрические фигуры, находить взаимосвязи между ними (например, ромб можно составить из двух треугольников, а большой треугольник из двух маленьких). Такая деятельность позволяет развивать у детей математическое мышление, подводит детей к построению схем, планов, чертежей. Для проведения образовательной деятельности по конструированию можно использовать счетный материал, применяемый обычно в работе по математическому развитию детей дошкольного возраста. В основе каждого занятия лежит сюжет, который педагог предлагает детям. Также для детей старшего дошкольного возраста можно использовать следующие игры на плоскостное моделирование: «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», головоломка «Архимеда», «Пентамино», «Монгольская игра», «квадрат «Пифагора»» или «Танграм».
Наряду с приобретенными играми, нами были изготовлены наборы геометрических фигур под названием «Юный архитектор» и «Сложи узор». Набор «Юный архитектор» содержит более разнообразное по форме и цветовому решению количество деталей: полукруг, четверть круга, траеция, длинные полоски-прямоугольники, «арка». К данным наборам нами был предложен ряд схем, для самостоятельной игры детей. С помощью деталей данного конструктора дети могли выкладывать более сложные по своему композиционному решению постройки.
Набор «Сложи узор» представлен набором квадратов и равнобедренных треугольников пяти цветов. К нему предложен ряд схем в расчлененном и нерасчлененном виде, чтобы дети имели возможность выбирать себе задание подходящей сложности.
Консультация для педагогов «Плоскостное моделирование как средство формирования геометрических представлений у воспитанников с ОВЗ» (ознакомиться)
2024
Комплексная безопасность
Актуально
Дом, где живет здоровье
Психолого-педагогическое сопровождение
Ребенок с ОВЗ
«Раннее» детство в детском саду
Национальный проект «Образование»
Дорожная безопасность
Информация для родителей
Контактная информация
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 «Ромашка» городского округа Тольятти
Наш адрес, почтовый, юридический:445010, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 38
фактический: 445010 РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 38 (корпус 1),445020, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Ушакова, д. 37 (корпус 2)
Телефон: 8 (8482) 28-33-59, 8 (8482) 28-33-36, Бухгалтерия/тел/Факс: 8 (8482) 40-24-75, заведующий Баженова Ольга Юрьевна,
е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., официальный сайт: http://chgard28.tgl.net.ru
Внимание! Персональные данные воспитанников обрабатываются и публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 28 «Ромашка» с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Персональные данные работников на официальном сайте МБУ детского сада №28 «Ромашка» также публикуются с письменного согласия физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в детском саду. Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»>>>.