Консультация для родителей и педагогов: «Что такое нейропсихологические игры?»
Автор: учитель-логопед Нагорнова Виктория Игоревна
Что такое нейропсихологические игры и почему они важны?
Нейропсихологические игры — это специально разработанные упражнения, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия головного мозга. Они помогают улучшить память, внимание, мышление и координацию движений у детей дошкольного возраста. Главная цель: развивать высшие психические функции и стимулировать синхронизацию работы полушарий головного мозга. Использование нейропсихологических игр в работе с детьми является мощным инструментом для развития дошкольников.
Виды нейропсихологических игр для дошкольников:
- Игры на межполушарное взаимодействие. Эти игры направлены на одновременную работу левого и правого полушарий мозга. Например, ребенок должен рисовать одновременно двумя руками разные фигуры. Левой рукой — круг, а правой рукой — квадрат. Такие упражнения улучшают координацию и способствуют развитию межполушарных связей. Работа двумя руками, например, когда нужно находить одинаковые геометрические фигуры пальцами обеих рук, повышает эффективность нейроигр. Такие игры не только развивают моторную координацию, но и активизируют речевые центры мозга.
- Кинезиологические упражнения. Кинезиологические упражнения включают в себя движения, которые активизируют различные участки мозга. Например, «Ухо-нос»: ребенок одной рукой берется за кончик носа, а другой — за противоположное ухо. Затем, нужно одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.
- Игры на развитие памяти и внимания. Эти игры помогают улучшить концентрацию внимания и память. Например, «Найди отличия» или «Что изменилось?». Ребенку показывают картинки, просят найти различия или вспомнить, что изменилось. Интересный вариант такой игры — «Цифры и фигуры». Взрослый показывает ребенку карточки с цифрами или геометрическими фигурами на несколько секунд, просит повторить увиденное. Это упражнение развивает зрительное восприятие и кратковременную память.
- Упражнения для развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления. Можно использовать пальчиковые игры, лепку, рисование двумя руками одновременно. Например, игра «Кулак-ладонь», где ребенок должен одновременно одной рукой сжимать кулак, а другой — раскрывать ладонь, а затем менять положение рук. Важно отметить, что крупная моторика также играет значительную роль в развитии ребенка. Игры, сочетающие крупную моторику с мелкой, особенно эффективны. Например, упражнение «Марширующие пальчики», где ребенок «шагает» пальцами по столу в такт движениям ног.
Предлагаю Вам ознакомиться с картотекой нейропсихологических упражнений для автоматизации звуков в речи
(ознакомиться).
Играйте с удовольствием и пользой!